Социальное расслоение в разрушении родоплеменного общества
Две эволюционные универсалии, замечает Парсонс, наиболее тесно связаны с «процессом “ломки” того, что может быть названо “примитивной” стадией эволюции общества». Во-первых, это система открытой культурной легитимации различных общественных (особенно политических) функций вне системы родства и, во-вторых, «развитие четкой системы социальной стратификации». Более того, Парсонс также намечает приоритетный среди двух этих первоначальных механизмов. «Я склонен считать, — добавляет он, — что сперва появляется стратификация, которая является условием легитимации политической функции».
Затем Энгельс провел основное различение — между стадией доисторических или первобытных обществ и всей последующей письменной историей, что напоминает парсонсовское разделение на примитивную и постпримитивную стадию. Затем Энгельс провел основное различение — между стадией доисторических или первобытных обществ и всей последующей письменной историей, что напоминает парсонсовское разделение на примитивную и постпримитивную стадию. Энгельс, по сути, также оперировал своего рода «двухэтапной» теорией, утверждая, что этапы развития, которые детально проанализировал Маркс, были на самом деле подэтапами второй, «исторической» стадии. Парсонс, опять-таки как и Энгельс, также придает особое значение той роли, которую играет социальное расслоение в разрушении родоплеменного общества, хотя его концепция социальной стратификации существенно отличается от концепции Маркса и Энгельса.
В дополнение к очевидной системе культурной легитимации и четкой системе социальной стратификации Парсонс также сосредоточивает свое внимание на четырех других «эволюционных универсалиях»: на рыночной и денежной системе, бюрократии, универсальной правовой системе и демократических объединениях.
Оставить комментарий